Гора Воттоваара – как добраться

Поездка в Карелию начинается стартом из Питера в шесть утра 12 июня. Хочется по максимуму избежать пробок праздничного дня на Мурманке. Въезжаем в Карелию и гадаем, что ждет нас в этой поездке и какие сюрпризы она нам готовит.

Сворачиваем с трассы М 18 по указателю на Гирвас и сразу же заруливаем на АЗС. Это последнее место, где можно купить бензин, поэтому долго и вдумчиво нацеживаем бензин «под пробку», хотя с собой имеем в запасе две полных двадцатилитровых канистры топлива. Проехав несколько километров, сворачиваем с трассы направо, в сторону озера Пальеозеро. До него недалеко, около 3 км. По пути грунтовка пересекает взлетно-посадочную полосу бывшего аэродрома. При желании можно погонять по этой взлетке, длина которой 2300 км.

Выехав на берег Пальеозера делаем небольшую остановку и обедаем. Здесь большая прибрежная территория с отличными местами для длительных стоянок.

До горы Воттоваара добираться еще больше сотни километров. В Гирвасе поворачиваем на север и до деревни Юстозеро едем по разбитой асфальтовой дороге около 40 километров. Потом асфальт заканчивается и начинается грейдер. Путешествие по Карелии отличается от большинства других поездок по России отсутствием асфальтированных дорог. Зато здесь начинается самая интересная часть, касающаяся вопроса «как добраться до горы Воттоваара».

От Юстозера до Поросозера 57 километров, правда перед Поросозером около 10 километров асфальта, но опять же весьма разбитого. В Поросозере по указателю поворачиваем на Гимолы. Еще 31 километр грейдера. В Гимолах теперь стоят указатели (пару лет назад их не было) на гору Воттоваару и висят таблички с телефонами проводников. При желании можно найти таких, которые не просто проведут, а еще и ночевать к себе пустят (это интересно тем, кто не любит проводить ночи в палатке. В Гимолах есть небольшой магазин – больше магазинов вы не встретите.

Минуем поселок и выходим на финишную прямую. Первые 5 километров идет отличная дорога до карьера. Но на карьер налево, а нам прямо — по дороге, проложенной по бывшей узкоколейке.

Местами старые шпалы все еще торчат из дороги, что не очень то комфортно для пассажиров легкового автомобиля. Потом начинаются болота. Не гнетущие, а успокаивающие какие-то. Не мистические совершенно.

Тут начинаются лужи, местами довольно глубокие. Для тех, кто едет на автомобиле с небольшим клиренсом, имеет смысл оставить машину в точке с координатами N 62 59.365 E 32 37.088 (тут прямо мини-парковка образуется из машин тех, кто поехал к Воттовааре либо на проводниковой машине, либо на велосипедах, либо пешком. Дальше вас встретят 5 невысыхающих луж с твердым каменистым дном. Лужи длиной от 5 до 20 метров и глубиной 40–50 сантиметров. По отзывам в сети, в дождливое время их глубина достигает 60 и более см.

Потом встречается пара хлипких на вид, но довольно крепких мостика. После преодоления их вы въедете на территорию природного памятника (этот статус гора Воттоваара получила относительно недавно, в 2011 году). Здесь понадобиться и бумажная карта и навигатор. Грейдер, обходящий гору с востока вполне приличный и проходим для любой машины. Так что если лужи вы преодолели, то больше проблем не встретите.

Делаем остановку у вигвама на территории горы (N 63 03.551 E 32 42.930) – здесь тоже можно устроить привал и перекусить. А можно и переночевать — большая хорошая стоянка. Рядом с вигвамом много лет лежат остатки сгоревших машин – доказательство паранормальных явлений на горе Воттоваара.Машины якобы загораются сами собой. Хотя объяснения, наверное, найти все-таки можно. Но вдруг?… Вдруг и впрямь шаманы нашаманили?…

Следующая остановка через несколько сотен метров от вигвама – у Смерть-горы. Многие до сих пор, несмотря на уйму статей в сети, путают эти две горы. Воттоваара к Смерть-горе не имеет никакого отношения. Но находятся они рядом, поэтому при планировании поездки в Карелию в эти края стоит заехать и сюда. Здесь в 1942 году погибло больше сотни русских солдат, откуда и пошло название. И с вершины виден хребет самой Воттоваары (она находится километрах в 4 километрах по прямой). К обелиску ведет сложенная из камней лестница. Координаты обелиска — N 63 3.665 E 32 43.192).

Возвращаемся к вигваму, пересекаем вброд небольшой ручей (глубина не более 30 сантиметров и дно, как и у луж каменистое и твердое) и далее едем по территории Воттоваары, периодически останавливаясь в местах возможных стоянок. Но хочется подъехать поближе к «месту старта». В результате заезжаем в тупик (N 63 06.387 E 32 39.788). Паркуем машину. И понимаем, что назад ехать лень. Но здесь стоять, если верить в мистику, тоже не стоит. Полянка расчерчена магическими лабиринтами с остатками ритуальных кострищ. Но нам наплевать, мы и не такое видели. К тому же именно для опровержения или подтверждения странных событий, мы и приехали на Воттоваару. Кстати, немного не доезжая до тупика, в точке можно N 63 06.314 Е 32 39.785 повернуть на восток (или оставить машину — впереди крутой спуск). Через пару сотен метров будет чудесная стоянка на берегу озера (правда при нас она была занята). Но со стоянками на горе Воттоваара так было и будет – их много, но, чтобы найти подходящую, нужно постараться.

Ставим палатку, ужинаем. В лагерь приходит некто и просит ключ для ремонта бензопилы. «Вы чувствуете силу?….» — спрашивает странная личность.

гора Воттоваара — как добраться, расположение на карте

Может быть, это шаман переодетый?

Ночуем у края магического лабиринта между двух кострищ. Ночью не происходит ничего мистического, утром мы грузимся в машину и едем к началу тропы на вершину. Хотя пешеходная тропа наверх, в сторону Чертовой лестницы, начинается прямо от нашей ночевки. Но идти отсюда далековато и нам хочется подъехать поближе.

Заезд на гору с севера. В точке N 63 07.244 E 32 39.038 поворачиваем на юг, и отсюда держась самой наезженной дороги, можно забраться наверх.

Грейдер вздыбливается камнями и плещется лужами. Но благодаря отсутствию дождей лужи прекрасно проходятся, а камни перепрыгиваются на Дастере. Хотя многие эту дорогу преодолевают пешком, даже имея полноприводной автомобиль.

Добираемся до озера на горе (N 63 05.096 E 32 37.483) — ехать дальше невозможно. Здесь место популярное для ночевок (вершина горы уже совсем близко), стоит много палаток. Оставляем машину и дальше идем пешком. Здесь же стоит ГАЗ-66 (потом мы узнали, что за его рулем сидитСергей Симонян, некоронованный хранитель горы Воттоваара).

Date: 2015-12-12; view: 216; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Гора Воттоваара – как добраться

Поездка в Карелию начинается стартом из Питера в шесть утра 12 июня. Хочется по максимуму избежать пробок праздничного дня на Мурманке. Въезжаем в Карелию и гадаем, что ждет нас в этой поездке и какие сюрпризы она нам готовит.

Сворачиваем с трассы М 18 по указателю на Гирвас и сразу же заруливаем на АЗС. Это последнее место, где можно купить бензин, поэтому долго и вдумчиво нацеживаем бензин «под пробку», хотя с собой имеем в запасе две полных двадцатилитровых канистры топлива. Проехав несколько километров, сворачиваем с трассы направо, в сторону озера Пальеозеро. До него недалеко, около 3 км. По пути грунтовка пересекает взлетно-посадочную полосу бывшего аэродрома. При желании можно погонять по этой взлетке, длина которой 2300 км.

Выехав на берег Пальеозера делаем небольшую остановку и обедаем. Здесь большая прибрежная территория с отличными местами для длительных стоянок.

До горы Воттоваара добираться еще больше сотни километров. В Гирвасе поворачиваем на север и до деревни Юстозеро едем по разбитой асфальтовой дороге около 40 километров. Потом асфальт заканчивается и начинается грейдер. Путешествие по Карелии отличается от большинства других поездок по России отсутствием асфальтированных дорог. Зато здесь начинается самая интересная часть, касающаяся вопроса «как добраться до горы Воттоваара».

От Юстозера до Поросозера 57 километров, правда перед Поросозером около 10 километров асфальта, но опять же весьма разбитого. В Поросозере по указателю поворачиваем на Гимолы. Еще 31 километр грейдера. В Гимолах теперь стоят указатели (пару лет назад их не было) на гору Воттоваару и висят таблички с телефонами проводников. При желании можно найти таких, которые не просто проведут, а еще и ночевать к себе пустят (это интересно тем, кто не любит проводить ночи в палатке. В Гимолах есть небольшой магазин – больше магазинов вы не встретите.

Минуем поселок и выходим на финишную прямую. Первые 5 километров идет отличная дорога до карьера. Но на карьер налево, а нам прямо — по дороге, проложенной по бывшей узкоколейке.

Местами старые шпалы все еще торчат из дороги, что не очень то комфортно для пассажиров легкового автомобиля. Потом начинаются болота. Не гнетущие, а успокаивающие какие-то. Не мистические совершенно.

Тут начинаются лужи, местами довольно глубокие. Для тех, кто едет на автомобиле с небольшим клиренсом, имеет смысл оставить машину в точке с координатами N 62 59.365 E 32 37.088 (тут прямо мини-парковка образуется из машин тех, кто поехал к Воттовааре либо на проводниковой машине, либо на велосипедах, либо пешком. Дальше вас встретят 5 невысыхающих луж с твердым каменистым дном. Лужи длиной от 5 до 20 метров и глубиной 40–50 сантиметров. По отзывам в сети, в дождливое время их глубина достигает 60 и более см.

Потом встречается пара хлипких на вид, но довольно крепких мостика. После преодоления их вы въедете на территорию природного памятника (этот статус гора Воттоваара получила относительно недавно, в 2011 году). Здесь понадобиться и бумажная карта и навигатор. Грейдер, обходящий гору с востока вполне приличный и проходим для любой машины. Так что если лужи вы преодолели, то больше проблем не встретите.

Делаем остановку у вигвама на территории горы (N 63 03.551 E 32 42.930) – здесь тоже можно устроить привал и перекусить. А можно и переночевать — большая хорошая стоянка. Рядом с вигвамом много лет лежат остатки сгоревших машин – доказательство паранормальных явлений на горе Воттоваара.Машины якобы загораются сами собой. Хотя объяснения, наверное, найти все-таки можно. Но вдруг?… Вдруг и впрямь шаманы нашаманили?…

Следующая остановка через несколько сотен метров от вигвама – у Смерть-горы. Многие до сих пор, несмотря на уйму статей в сети, путают эти две горы. Воттоваара к Смерть-горе не имеет никакого отношения. Но находятся они рядом, поэтому при планировании поездки в Карелию в эти края стоит заехать и сюда. Здесь в 1942 году погибло больше сотни русских солдат, откуда и пошло название. И с вершины виден хребет самой Воттоваары (она находится километрах в 4 километрах по прямой). К обелиску ведет сложенная из камней лестница. Координаты обелиска — N 63 3.665 E 32 43.192).

Возвращаемся к вигваму, пересекаем вброд небольшой ручей (глубина не более 30 сантиметров и дно, как и у луж каменистое и твердое) и далее едем по территории Воттоваары, периодически останавливаясь в местах возможных стоянок. Но хочется подъехать поближе к «месту старта». В результате заезжаем в тупик (N 63 06.387 E 32 39.788). Паркуем машину.

Гора Воттоваара

И понимаем, что назад ехать лень. Но здесь стоять, если верить в мистику, тоже не стоит. Полянка расчерчена магическими лабиринтами с остатками ритуальных кострищ. Но нам наплевать, мы и не такое видели. К тому же именно для опровержения или подтверждения странных событий, мы и приехали на Воттоваару. Кстати, немного не доезжая до тупика, в точке можно N 63 06.314 Е 32 39.785 повернуть на восток (или оставить машину — впереди крутой спуск). Через пару сотен метров будет чудесная стоянка на берегу озера (правда при нас она была занята). Но со стоянками на горе Воттоваара так было и будет – их много, но, чтобы найти подходящую, нужно постараться.

Ставим палатку, ужинаем. В лагерь приходит некто и просит ключ для ремонта бензопилы. «Вы чувствуете силу?….» — спрашивает странная личность. Может быть, это шаман переодетый?

Ночуем у края магического лабиринта между двух кострищ. Ночью не происходит ничего мистического, утром мы грузимся в машину и едем к началу тропы на вершину. Хотя пешеходная тропа наверх, в сторону Чертовой лестницы, начинается прямо от нашей ночевки. Но идти отсюда далековато и нам хочется подъехать поближе.

Заезд на гору с севера. В точке N 63 07.244 E 32 39.038 поворачиваем на юг, и отсюда держась самой наезженной дороги, можно забраться наверх.

Грейдер вздыбливается камнями и плещется лужами. Но благодаря отсутствию дождей лужи прекрасно проходятся, а камни перепрыгиваются на Дастере. Хотя многие эту дорогу преодолевают пешком, даже имея полноприводной автомобиль.

Добираемся до озера на горе (N 63 05.096 E 32 37.483) — ехать дальше невозможно. Здесь место популярное для ночевок (вершина горы уже совсем близко), стоит много палаток. Оставляем машину и дальше идем пешком. Здесь же стоит ГАЗ-66 (потом мы узнали, что за его рулем сидитСергей Симонян, некоронованный хранитель горы Воттоваара).

Date: 2015-12-12; view: 217; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

1 день — Гора Сампо + Марциальные воды + вулкан Гирвас + водопад Кивач:

Протяженность маршрута в первый день — 280 км.

— 09.00 Встреча с водителем на ж/д вокзале г. Петрозаводска.
Место и время встречи согласовывается с менеджером при бронировании.

— Посадка в джипы.

— Краткая ознакомительная экскурсия по городу, посещение онежской набережной.

— 10.00 Выезд из Петрозаводска по маршруту (шоссе).
Мы движемся по "старой мурманской трассе" – исторический путь, по которому проезжал Петр I на лечение в Марциальные воды.
Остановка в деревне Царевичи у часовни.

— 10.30 Короткая остановка и подъём пешком на гору Сампо (до вершины около 5 минут ходьбы). Знаменитая гора калевальских рун Сампо – обязана названием советско-финскому фильму "Сампо", который снимался в этих местах в 1960-е годы по мотивам карело-финского эпоса "Калевала".
С горы открывается великолепная панорама лесов и островов озера Кончезеро.

— 11.00 Посещение первого российского курорта Марциальные воды.
Основан Петром I в 1719 г.
Дегустация целебной воды из 3-х подземных источников.
Продолжаем движение шоссе до заповедника "Кивач".
По пути – осмотр Храма Святой Троицы (церковь Троицы Живоначальной) в п. Кончезеро.

— 13.00 Посещение заповедника, осмотр знаменитого водопада Кивач.
Находится на реке Суна – одной из самых крупных карельских рек. Высота водопада около 11 метров (вода падает с нескольких уступов).

Затерянный мир Воттоваары

Это третий по величине равнинный водопад Европы (после Рейнского и водопада Большой Янискенгас в Мурманской области).
Движение по шоссе до п. Гирвас.

— 14.00 Осмотр действующей Палеозерской ГЭС, возведённой в период с 1933 по 1951 год на скале вулканического происхождения.
Именно благодаря водосбросу ГЭС, который смыл грунт со скалы, и был обнаружен самый древний вулкан – Гирвас (3 миллиарда лет).

— 15.00 Привал в сосновом бору, перекус.
Готовим шашлык на углях. Свежие овощи, сыр, хлеб, горячий чай или кофе с пряниками.
Перекусив и отдохнув, продолжаем движение по маршруту.

— 17.00 Съезд на грунтовую дорогу, движение в поселок Поросозеро.

— 20.00 Прибытие в гостевой дом (удобства на улице). По желанию возможна ночевка в палатах.

— Ужин.

2 день — Гора Воттоваара:

Протяженность маршрута во второй день — 280 км.

— 07.00 Ранний подъём, завтрак.

— 08.00 Нас ждёт загадочная гора духов Воттоваара.
Гора Воттоваара – высшая точка Западно-Карельской возвышенности и древнейшее культовое место – священное место древних саамов. С горы открываются красивейший вид на 360 градусов карельской тайги, озёр и болот.
По лесным дорогам подъезжаем почти к самой вершине горы Воттоваара.
Трекинг по вершине Воттоваары (около 5-8 км), осмотр сейдов и панорам, открывающихся с горы. Фото.

— 12.00 Возвращение к машинам, выезд в посёлок.
По пути — остановка, осмотр памятника партизанскому отряду, построенного на скале комсомольцами п. Суккозеро в 80-х годах. К памятнику ведёт лестница, вырубленная в скале.

— 14.00 Обед в кафе в посёлке.

— 19.30 Прибытие в Петрозаводск, ужин в кафе (либо ужин будет упакован чтобы взять в поезд).

— 20.00 Прибытие на ж/д вокзал.

— При заказе джип-тура Вы можете выбрать: даты проведения, время и место встречи с водителем в Петрозаводске.

— Тур рассчитан на обычных городских жителей, но готовых к походным условиям (длительному нахождению на природе, питанию в полевых условиях).
Специальной физической подготовки для участия в туре — не требуется.

Что взять с собой:

  • удобную одежду,
  • фотоаппарат и хорошее настроение,

Просим ознакомиться памяткой для туристов по джип-турам:
http://karelia-lines.ru/dzhip-tury-v-karelii/pamyatka.html

Вокруг мистического плато Воттоваара витает множество легенд, невероятных историй, связанных и с древними племенами саамов, и с загадочной Гипербореей, и с посещениями представителей внеземных цивилизаций на НЛО.

Научного подтверждения или объяснения различные тайны горы так и не получили, неоспоримым остаётся лишь факт удивительно необычных пейзажей на самой высокой вершине Западно-Карельской возвышенности, привлекающих в последнее время фотографов и любопытных туристов.

Скальный массив Воттоваара тянется в субмеридиальном направлении примерно на протяжении 7 км и охватывает площадь 6 кв. км. Его максимальная высота 417,3 м над уровнем моря. Многие источники называют плато мёртвым местом, где нет фауны. Однако туристы, побывавшие на горе в последнее время, опровергают подобные утверждения и рассказывают, что видели следы медведя, слышали звуки, принадлежавшие, без сомнения, волкам и рыси, слушали пение птиц на рассвете, расположившись в палаточном лагере, и размещали в своих блогах фото очаровательной совы, присевшей на искорёженную ветку.

На плато несколько маленьких озёр и заболоченных участков, вдоль которых встречаются брусничные кочки, облюбовавшие торфяную почву хищницы-росянки да вездесущие мхи, покрывающие скалистые уступы.

Знаменита своими деформированными соснами, елями и берёзами: деревья порой принимают настолько покрученный вид, что волей-неволей возникают в голове подозрения о вмешательстве какой-то неведомой силы. Однако специалисты объясняют такое явление просто: студёные порывистые ветры – причина того, что ветки изогнуты неестественным образом, да и высота деревьев на открытых незащищённых участках зачастую не превышает и 2 м. Но без ответа остаётся вопрос – почему же стволы рядом растущих сосен ровнехонько устремлены ввысь? И это не единственная головоломка.

Загадки и достопримечательности горы Воттоваара

Пожалуй, наибольшая неразгаданная тайна плато – скопления камней, разместившихся порой настолько неустойчиво, что нет предела удивлению – как они остаются неподвижными столько лет на своих миниатюрных камушках-«ножках». Впервые об их принадлежности к культуре саамов заговорил местный краевед из посёлка Суккозеро С. Симонян ещё в конце 80-х годов прошлого столетия. На горе побывали археологи, так и не подтвердившие рукотворное появление каменных конструкций, однако в средствах массовой информации одна за другой стали появляться публикации, рассказывающие о сейдах – ритуальных камнях нойдов, шаманов из племён саамов. На плато их насчитывают около 1600. Во многих источниках о камнях заговорили как о «русском Стоунхедже» и звене одной цепи мегалитических сооружений, разбросанных на европейском побережье Атлантики от Норвегии до Испании. Ажиотаж понемногу утих, но на плато потянулись вереницы туристов и любителей «общения с космосом», собирающихся ежегодно и утверждающих, что на вершине они напитываются мощнейшей энергией до следующего приезда.

Камни удивительной формы – в виде совершенно круглого шара; будто разрезанные гигантской пилой, которая прошла сквозь многотонную толщу, как по маслу, оставив гладкий срез; установленные на небольшие подставки-камешки, непонятно как удерживающие громадины, в сотни раз превышающие и по весу, и размерами; «летающий» камень приподнят одним концом так, будто действительно собирается взлететь. На вершине они образуют полукруглый амфитеатр, соседствующий с разломами в земной коре, возникшими, как считают учёные, в результате мощнейшего землетрясения свыше 9 млн. лет назад.

Но самая таинственная «каменная» загадка – «Лестница в небо», тринадцать ступенек, ведущих в никуда и заканчивающихся невысоким обрывом. Версии об их назначении высказывались различные, но объяснение обнаружилось неожиданно среди древних монастырских записей, рассказывающих о житие святого Симона Воломского, основателя Крестовоздвиженского монастыря в Вологодской области. Ещё до принятия пострига Симон вместе с отрядом дружинников побывал на Воттовааре и у лестницы, на вершине которой увидел огромный каменный трон, вырубленный из цельного куска скалы, с надписью славянской руницей и рисунком, напоминающим созвездие Большой Медведицы. Приняв трон за языческое святилище, Симон приказал скинуть его с вершины горы. Куда затем делся монолит, неизвестно. Возможно, вывезен немцами, полгода воевавшими за взятие Воттоваары, причём пытавшихся взять её врукопашную, не проронив ни одного снаряда.

Часто гору путают с другой небольшой сопкой, расположенной немного юго-восточнее, и называют Смерть-горой, однако это название относится к вершине в 265 м, на склонах которой погибли свыше 100 партизан во время Советско-финской войны.

Гора Воттоваара – как добраться

В их память установлен обелиск.

Туристические маршруты

Джип-туры по Карелии с трекингом на Воттоваару и посещение интересных достопримечательностей довольно популярны среди туристов, отдающих предпочтение активному отдыху. Большинство из них стартует прямо от железнодорожного вокзала Петрозаводска, столицы Карелии, или Медвежьегорска и по дороге на плато предполагает осмотры интереснейших мест – курорта «Марциальные воды» с дегустацией целебной воды, Гирвасской ГЭС, возведённой на вулканической скале, самого древнего вулкана Гирваса возрастом в 3 млрд. лет, парка «Рускеала», озера Пизанец тектонического происхождения, водопадов Кивач и Белые столбы, заповедника Толвоярви. Стоимость участия в таком туре колеблется в пределах от 9500 до 18500 рублей с 1 человека и зависит от марки автомобиля и количества пассажиров в салоне машины.

Восхождение включено и в программу сплавов по некоторым карельским рекам, например, Шуе, а также пеших походов. Решившие отправиться на плато своим автотранспортом добираются в посёлок Гимолы или Суккозеро и пользуются услугами проводников, объявления которых прикреплены едва ли не к каждому дереву в этих ближайших от горы населённых пунктах.

Где остановиться

Туристы, предусматривающие ночлег у подножья или на склонах, останавливаются в палаточных лагерях, обустроенных на специальных туристических стоянках.

В районе памятника природы горы Воттоваара располагается всего одна база отдыха поблизости посёлка Гимолы на берегу живописного лесного озерка — Hotel, Holiday Village с ценовым предложением 700 рублей в сутки с одного человека без питания, за него доплата – 600 рублей за завтрак плюс обед или ужин (по желанию). Среди предлагаемых услуг – охраняемая стоянка, организация заброса к подножью горы, а также рыбалки на Гимольском озере и посещения Карельской деревни Старые Гимолы. Имеется свой пляж и волейбольная площадка.

Как добраться 

Россия, Северо-Западный ФО, Республика Карелия, Муезерский район, Суккозерское сельское поселение, посёлок Гимолы и Суккозеро

Наиболее простой способ попасть на Воттоваару – добраться до посёлка Гимолы. Из Санкт-Петербурга до станции Гимольской можно доехать поездом 350А назначением Костомукша, стоимость билетов в плацкартном вагоне 1450 рублей, время в пути – 12 часов. Поезд отправляется не каждый день, необходимо смотреть расписание, и прибывает в Гимолы после 3-х часов ночи, что не совсем удобно.

Из Москвы можно доехать мурманским поездом до Петрозаводска, далее пересесть на поезд в Костомукшу, который в Гимолы прибудет через 6 часов, стоимость билетов в плацкартном вагоне 950 рублей.

От железнодорожной станции до горы желательно добираться в сопровождении проводника, о стоимости услуг которого обычно договариваются заранее, обычно это в пределах 1000 рублей с 1 человека, но если заказывать доставку с экскурсией, получится дороже, зато интереснее.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *