Статьи » Инструкции » Инструкция по установке и эксплуатации САУВЗ-8

Содержание

Микропроцессорная

Система Автоматического Управления Воздушной Заслонкой

ВНИМАНИЕ! Перед установкой системы на автомобиль внимательно ознакомьтесь с настоящим руководством и оцените свои возможности! При любом сомнении – обратитесь к специалисту!

РУКОВОДСТВО ПО УСТАНОВКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

1 НАЗНАЧЕНИЕ

1.1 Система Автоматического Управления Воздушной Заслонкой (далее САУВЗ) предназначена для автоматической регулировки оборотов прогрева карбюраторного двигателя путем непосредственного воздействия на воздушную заслонку c помощью моторедуктора, что может быть использовано при реализации функции автоматического запуска двигателя на карбюраторном автомобиле. Самой функцией автозапуска управляет охранная сигнализация.

1.2 САУВЗ облегчает выход двигателя на обороты холостого хода во время его старта путем кратковременного обогащения смеси (регулируемый параметр «Подгазовка»).

1.3 САУВЗ может управлять дополнительными нагрузками:

  • ЭБН;
  • отопителя салона;
  • обмоткой возбуждения генератора;
  • универсальными настраиваемыми выходами.

1.4 САУВЗ предназначена для установки на двигатели, оборудованные бесконтактной системой зажигания на основе Датчика Холла или ДПКВ (МПСЗ). Сигнал оборотов – меандр с амплитудой 12В. В отдельных случаях САУВЗ может быть выполнена с высоковольтным входом тахометра.

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Напряжение питания V 8-16
Потребляемый ток (дежурный режим) мА 6
Потребляемый ток (рабочий режим) мА 400
Диапазон рабочих температур ºС -40…+85
Величина хода штока моторедуктора мм 41 (регулируемая)
Усилие, развиваемое при перемещении штока Н не менее 9

3 ОПИСАНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ

В качестве исполнительного устройства используется моторедуктор распределения воздушного потока (2170-8127100). САУВЗ оборудована USB портом для оперативного обновления программного обеспечения и настройки/просмотра параметров «на ходу» в режиме онлайн.

Во время работы САУВЗ постоянно измеряет обороты двигателя и температуру ОЖ (используется цифровой датчик DALLAS DS18B20) и на основании этих данных управляет воздушной заслонкой. Температура ОЖ измеряется каждую 1с.

САУВЗ может комплектоваться модулем Bluetooth. С установленным модулем возможна настройка системы использую телефон/планшет с ОС Android.

САУВЗ имеет несколько настраиваемых параметров, влияющих непосредственно на процесс прогрева:

  • обороты прогрева;
  • обороты старта;
  • температура прогрева;
  • гистерезис;
  • прикрытие заслонки;
  • температура прикрытия;
  • скорость;
  • добавочные обороты;
  • пауза открытия заслонки.

Обороты прогрева – параметр задает величину оборотов двигателя, которая будет поддерживаться во время прогрева начиная от температуры +10*С и до окончательного прогрева.

Температура прогрева – параметр задает величину температуры ОЖ, до которой САУВЗ будет работать в режиме прогрева.

Обороты старта – параметр задает величину оборотов двигателя, при которых система будет принимать решение об успешном запуске или остановке двигателя. Этот параметр должен быть больше оборотов способных развить стартер, но меньше оборотов холостого хода. Обычно это 300-400 об/мин.

Гистререзис – величина возможного отклонения оборотов от установленных в параметре «Обороты прогрева» при превышении которой САУВЗ принимает решение о регулировке оборотов путем отрытия/закрытия воздушной заслонки.

Скорость — скорость перемещения заслонки в режиме автоматического прогрева.

Температура прикрытия – температура ОЖ прикрытия заслонки при пуске теплого двигателя.

Прикрытие заслонки – количество шагов моторедуктора, которое будет установлено САУВЗ перед запуском двигателя если текущая температура ОЖ лежит в диапазоне от установленного параметра «Температура прогрева» до «Температура прикрытия».

Добавочные обороты – величина оборотов, которая прибавляется к параметру «Обороты прогрева» при температуре ниже -10*С. Пауза открытия заслонки — задает время после прошествии которого САУВЗ начнет снижать обороты после успешного запуска двигателя при температуре ниже 0*С. Например, температура при запуске ниже 0*С, воздушная заслонка полностью закрыта, пауза открытия заслонки 3c, значит после запуска двигателя воздушная заслонка будет оставаться в закрытом состоянии еще 3с.

При подаче питания на блок САУВЗ и при каждой 5-й остановке двигателя происходит начальная инициализация привода. При этом САУВЗ будет открывать воздушную заслонку на полный возможный ход моторедуктора. При каждой пятой остановке двигателя инициализация происходит не сразу, а спустя 30 секунд. Далее это положение привода считается нулевым.

После успешной инициализации, САУВЗ переходит в режим ожидания старта.

При этом воздушная заслонка устанавливается в положение, зависящее от текущей температуры ОЖ.

Возможны 3 варианта:

  • заслонка полностью закрыта;
  • заслонка прикрыта на величину, заданную в «Прикрытие заслонки»;
  • заслонка полностью открыта.

Если текущая температура больше установленного параметра «Температура прогрева», то заслонка остается в открытом положении. Если текущая температура ОЖ лежит в диапазоне от установленного параметра «Температура прогрева» до «Температура прикрытия», то заслонка закрывается на величину, заданную в параметре «Прикрытие заслонки». Если текущая температура ОЖ ниже параметра «Температура прикрытия», то заслонка закрывается полностью.

Момент старта двигателя определяется по превышению оборотов, заданных параметром «Обороты старта». С этого момента САУВЗ переходит в режим автоматического прогрева с поддержкой заданных оборотов прогрева. Прогрев продолжается до достижения температуры ОЖ, установленного параметром «Температура прогрева», либо выхода из автоматического режима.

Диапазон поддержки оборотов разбит на зоны:

  1. до температуры -10;
  2. от температуры -10 до температуры +10;
  3. свыше +10 и до окончания прогрева.

В первой зоне обороты повышены, относительно запрограммированного параметра «Обороты прогрева» на количество об/мин, заданное в параметре «Добавочные обороты». По мере нагрева двигателя до -10 градусов обороты стабильны и равны «Обороты прогрева» + «Добавочные обороты» . В зоне от -10 до +10 обороты постепенно падают до заданных в параметре «Обороты прогрева». В зоне от +10 до температуры прогрева обороты стабильны и равны заданному параметру «Обороты прогрева». По достижению температуры ОЖ параметра «Температура прогрева» САУВЗ полностью откроет воздушную заслонку.

Индикация работы

Для индикации используется штатная лампа "подсоса" в приборной панели.

  • В автоматическом режиме мигает медленно (1 раз в секунду).
  • В режиме движения на непрогретом двигателе мигает быстро (3 раза в секунду).
  • В ручном режиме светится постоянно. При нажатии кнопок большеменьше тухнет. Если в ручном режиме заслонка полностью открыта или закрыта и вы дальше жмете кнопку открытия/закрытия, то начинает быстро мигать.

Кроме этого лампа может показывать ошибки термодатчика:

  • двойное мигание, пауза 2с — замыкание сигнального провода датчика на массу;
  • тройное мигание, пауза 2с — датчик не обнаружен.

Ручной режим

В любой момент работу системы можно перевести в ручной режим нажатием кнопки «Ручной режим». В этом режиме игнорируются все запрограммированные настройки и выполняется лишь передвижение воздушной заслонки командами водителя. Для управления заслонкой предусмотрены две кнопки: «Больше» и «Меньше».

Кнопки ручного режима в комплект поставки не входят!

Режим движения на непрогретом двигателе

В момент автоматического прогрева работу САУВЗ можно перевести в «Режим движения на непрогретом двигателе».

В этом режиме:

  • отключается поддержка оборотов до окончательного прогрева или до глушения двигателя.
  • заслонка открывается пропорционально росту температуры.
  • вход в режим по преднамеренному увеличению оборотов (т.е. самостоятельно дросселем увеличили обороты выше прогревочных, подождали пока заслонка полностью откроется и вернется обратно) или по сигналу на входе «Концевик» САУВЗ.
  • выход из режима по окончании прогрева или после глушения двигателя.

В заводских настройках переход в режим движения по сигналу на входе «Концевик» отключен. Для включения необходимо воспользоваться программой управления. При включенном переходе в режим по сигналу на входе «Концевик» возможно инвертировать реакцию САУВЗ на этот сигнал. По-умолчанию активный уровень низкий, т.е. если замкнуть этот вход на «массу», то произойдет переход в режим движения на непрогретом двигателе. При включенном инвертировании для входа в режим необходимо будет наоборот разомкнуть этот вход с «массой».

Если активировать вход «Концевик» до запуска двигателя, то автоматического прогрева не будет!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫХОДЫ

САУВЗ имеет 4 дополнительных выхода:

  • Желтый
  • Черный
  • Красный
  • Синий

Все выходы САУВЗ имеют активный уровень низкий. Т.е. в активированном состоянии на выходе САУВЗ «масса». Допустимый ток через каждый выход 300мА.

На плате выходы зашунтированы диодом для подключения реле.

Желтый выход предназначен для управления ЭБН (электрическим бензонасосом). Для управления ЭБН нужно использовать нормально-замкнутые контакты реле. Т.е. чтобы ВЫКЛЮЧИТЬ ЭБН САУВЗ включает реле. Схема подключения реле ЭБН есть в каталоге схем.

Логика работы выхода:

  • Включение ЭБН на 10 секунд после первого импульса от системы зажигания.
  • Выключение ЭБН если двигатель не заведен в течении 10 секунд или если двигатель заглох, но зажигание все еще включено.

Черный, Красный, Синий выходы программиируемые логика их работы может зависить от текущих температуры и оборотов двигателея. Настраиваются через программу управления.

4 УСТАНОВКА НА АВТОМОБИЛЬ

ВНИМАНИЕ! Монтаж системы необходимо выполнять только при отключенной минусовой клемме АКБ. Подключать питание только после окончательного монтажа системы.

САУВЗ монтируется на автомобиль согласно схеме подключения. Следует учесть, что на разных автомобилях компоновка узлов и агрегатов может значительно различаться и конечное расположение узлов САУВЗ должен выбрать пользователь.

Блок САУВЗ должен располагаться в месте, защищенном от влаги и высокой температуры. При прокладке соединительных кабелей в подкапотном отсеке следует учитывать вибрацию и отклонения двигателя во время его работы.

Особое внимание уделите подключению входа «ДХ» САУВЗ. Этот вход низковольтный. Допустимая амплитуда сигнала 0-12В. Подключение входа «ДХ» к первичной цепи катушки зажигания (выходу коммутатора, проводу тахометра) не допускается! (Отдельные версии САУВЗ могут иметь высоковольтный вход).

Подключать вход «ДХ» необходимо к выходу датчика Холла (или входу коммутатора) не разрывая штатную цепь.

САУВЗ снабжена датчиком температуры DS18B20. Датчик должен быть закреплен либо на ГБЦ, либо на элементах системы охлаждения таким образом, чтоб максимально точно измерять реальную температуру охлаждающей жидкости. Погружать датчик в охлаждающую жидкость не допускается! При монтаже датчика температуры необходимо максимально исключить влияние набегающего потока воздуха на показания датчика.

Моторедуктор управления воздушной заслонкой закрепляется непосредственно на карбюраторе. Для карбюраторов Солекс и Озон крепление моторедуктора различно.

ВНИМАНИЕ! Во время установки или обслуживания САУВЗ не допускается перемещать шток моторедуктора прилагая к нему усилия (тянуть или заталкивать). Это приведет к повреждению резьбы на роторе мотора. Шток легко вкручивается/выкручивается из корпуса. После установки обратите внимание на то, что в полностью выдвинутом положении штока моторедуктора резьба штока не должна выходить за пределы корпуса моторедуктора.

На карбюраторы семейства Солекс корпус моторедуктора крепится к штатному кронштейну крепления оплетки тросика воздушной заслонки, с помощью винта или самореза.

Шток моторедуктора крепится винтом М5 в стандартное место крепления тросика воздушной заслонки.

При установке моторедуктора следует обеспечить соосность плоскости моторедуктора и сектора привода воздушной заслонки для исключения возможного подклинивания. Крепление не должно быть излишне жестким для предотвращения подклинивания штока моторедуктора.

Примеры установок САУВЗ на Солекс.

На карбюраторах а/м ОКА применяется тот же способ крепления моторедуктора, однако штатный кронштейн требуется нарастить подходящим отрезком металлической пластины так, что бы диапазон перемещения штока моторедуктора совпал с диапазоном перемещения сектора подсоса.

Для крепления моторедуктора на карбюраторах Озон необходимо изготовить кронштейн.

Кронштейн крепится на корпус пускового устройства. На карбюраторах Озон моторедуктор работает в противоположную сторону. При полностью открытой воздушной заслонке шток моторедуктора должен находится внутри его корпуса.

Примеры установки САУВЗ на Озон.

По-умолчанию блок САУВЗ настроен на работу с карбюраторами «Солекс». Изменение данных настроек производится в программе управления.

5 НАСТРОЙКА СИСТЕМЫ

Для настройки САУВЗ с помощью ПК предназначена программа управления SAUVZ8.

Для подключения блока САУВЗ к ПК используется  («принтерный»).

Для работы программы управления установка драйверов не требуется. Рабочее окно программы показано на рисунке

В левой части окна отображаются текущие данные, полученные от САУВЗ.

Установкой флажка «Вручную» активируется ручной режим управления воздушной заслонкой. При этом ползунок текущего положения привода становится активным. Если ползунок в крайнем левом положении – заслонка полностью открыта, в крайнем правом – закрыта. Индикаторы «Входы» и индикаторы группы «Выходы» позволяют контролировать сигнал с входов и выходов САУВЗ При активировании доп.выходов САУВЗ (выход САУВЗ открытый коллектор) соответствующий индикатор группы «Выходы» подсвечиваются красным цветом.

Правая часть окна разбита на вкладки: «Общие», «Прогрев», «Выходы».

Вкладка «Общие»

Для чтения параметров необходимо нажать кнопку «Считать с блока». После правки параметров – «Записать в блок».

Настройки моторедуктора

Макс. кол-во шагов – величина хода моторедуктора. Желательно так настроить этот параметр, чтобы полный ход моторедуктора соответствовал ходу привода воздушной заслонки карбюратора. Методика настройки проста – перевести САУВЗ в ручной режим, ползунком текущего шага начать закрытие заслонки до момента физического закрытия заслонки. Записать текущий шаг (отображается рядом с ползунком) в параметр «Макс. кол-во шагов».

Инвертировать направление – инвертирует поведение моторедуктора. В неактивном состоянии полностью открытая воздушная заслонка = выдвинутый шток моторедуктора. В активированном состоянии наоборот: закрытая воздушная заслонка = выдвинутый шток моторедуктора.

Макс. Скорость – максимальная скорость моторедуктора во время инициализации или ручного режима. По-умолчанию 200Гц. Этот параметр не влияет на скорость при прогреве. Чем меньше скорость, тем большее усилие способен развить моторедуктор.

Настройки входов

Инвертировать концевик – по-умолчанию активный уровень низкий, т.е. замыкание этого входа на «массу активирует вход. При включенном инвертировании для активации необходимо будет наоборот разомкнуть этот вход с «массой».

Режим движения по концевику – при установленном флажке во время активации концевика происходит переход САУВЗ в режим движения на непрогретом двигателе. В этом режиме информация о текущих оборотах не учитывается и воздушная заслонка открывается пропорционально росту температуры.

Обороты х2 – при установленном флажке САУВЗ умножает текущие обороты на 2. Предназначено для двигателей, у которых 2 импульса зажигания на оборот. Настройка «подгазовки»

Подгазовка – при установленном флажке САУВЗ после старта прогретого двигателя будет пытаться кратковременно поднять обороты.

Макс. обороты – обороты двигателя до которых САУВЗ будет пытаться повысить обороты после прогретого двигателя. Макс. прикрытие – максимальное положение моторедуктора, до которого САУВЗ будет прикрывать заслонку во время подгазовки.

Вкладка «Прогрев»

Параметры этой вкладки непосредственно влияют на процесс прогрева. Для экономии ресурса eeprom на этой вкладке отображаются параметры непосредственно с ОЗУ микроконтроллера САУВЗ. После правки их нужно или записать в eeprom или вернуть обратно на предыдущие считав их из eeprom. Если после правки не записать параметры в eeprom, то после отключения питания САУВЗ будут загружены предыдущие параметры.

Обороты прогрева – параметр задает величину оборотов двигателя, которая будет поддерживаться во время прогрева начиная от температуры +10*С и до окончательного прогрева.

Температура прогрева – параметр задает величину температуры ОЖ, до которой САУВЗ будет работать в режиме прогрева.

Обороты старта – параметр задает величину оборотов двигателя, при которых система будет принимать решение об успешном запуске или остановке двигателя. Этот параметр должен быть больше оборотов способных развить стартер, но меньше оборотов холостого хода.

«СадкоЪ» – автоподсос для карбюратора

Обычно это 300-400 об/мин.

Гистререзис – величина возможного отклонения оборотов от установленных в параметре «Обороты прогрева» при превышении которой САУВЗ принимает решение о регулировке оборотов путем отрытия/закрытия воздушной заслонки.

Скорость — скорость перемещения заслонки в режиме автоматического прогрева.

Температура прикрытия – температура ОЖ прикрытия заслонки при пуске теплого двигателя.

Прикрытие заслонки – количество шагов моторедуктора, которое будет установлено САУВЗ перед запуском двигателя если текущая температура ОЖ лежит в диапазоне от установленного параметра «Температура прогрева» до «Температура прикрытия».

Добавочные обороты – величина оборотов, которая прибавляется к параметру «Обороты прогрева» при температуре ниже -10*С. Пауза открытия заслонки — задает после прошествии которого САУВЗ начнет снижать обороты после успешного запуска двигателя при температуре ниже 0*С. Например, температура при запуске ниже 0*С, воздушная заслонка полностью закрыта, пауза открытия заслонки 3c, значит после запуска двигателя воздушная заслонка будет оставаться в закрытом состоянии еще 3с.

Методы настройки параметров «Гистерезис» и «Скорость».

Гистререзис – величина возможного отклонения оборотов от установленных в параметре «Обороты прогрева» при превышении которой САУВЗ принимает решение о регулировке оборотов путем отрытия/закрытия воздушной заслонки.

Скорость – скорость перемещения заслонки в режиме автоматического прогрева.

Для обеспечения максимально точной регулировки оборотов во время автоматического прогрева иногда необходимо настроить параметры «Гистерезис» и «Скорость. При настройке этих параметров нужно стремится к уменьшению параметра «Гистерезис» и увеличению параметра «Скорость». При неправильно выбранных параметрах могут наблюдаться незатухающие колебания оборотов («болтанку») во время автоматического прогрева. При появлении таких колебаний сначала увеличивают «Гистерезис». Если после двукратного увеличения этих параметров избежать колебаний не удается, то тогда уменьшают параметр «Скорость».

Вкладка «Выходы»

Данная вкладка предназначена для настройки программируемых выходов САУВЗ.

Обороты включения обязательно должны быть ниже оборотов отключения. Температура вкл./выкл. такого ограничения не имеет.

Пример управления вентилятором системы охлаждения:

  • включение вентилятора только при работающем двигателе и температуре выше 92 градусов
  • выключение вентилятора если двигатель заглушен или температура ниже 87 градусов

Температура вкл. = 92

Температура выкл. = 87

Обороты вкл. = 400

Обороты выкл. = 7000

6 ОБНОВЛЕНИЕ ВЕРСИИ ПРОШИВКИ МИКРОКОНТРОЛЛЕРА

В САУВЗ предусмотрена возможность самостоятельного обновления прошивки микроконтроллера.

Для этих целей предназначен загрузчик (loader_S8.exe).

ВНИМАНИЕ! Внешнее питание блока САУВЗ при прошивке должно быть отключено!

Для обновления прошивки запустите загрузчик, отключите питание САУВЗ, подключите САУВЗ к ПК и после установки связи в меня «Файл» выберите пункт «Открыть». После выбора файла прошивки (расширение .s8) начнется автоматическая загрузка прошивки в блок САУВЗ. После прошивки программа автоматически закроется.

7 СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ САУВЗ-8

САУВЗ

Система Автоматического Управления Воздушной Заслонкой

Система предназначена для реализации функции автоматического запуска двигателя на карбюраторном автомобиле. Самой функцией автозапуска управляет охранная сигнализация.

Система работает как в автоматическом режиме (по датчику температуры и оборотам двигателя), так и в ручном режиме (управление из салона авто). Опционально возможно управление реле: ЭБН, генератора и отопителя салона.

Система проста в установке и настройке. Для минимального функционала требуется подключить всего 3 (!) провода согласно схемы подключения!

— +12В от АКБ;
— датчик холла;
— масса.

Всё – устройство готово к эксплуатации в автоматическом (и только!) режиме. Можно оставить все так как есть, однако гораздо приятнее, когда в работу автоматики можно вмешаться, включив ручной режим.
В большинстве случаев этого достаточно для того чтоб сидя дома за чашкой утреннего кофе наблюдать из окна за прогревом Вашего автомобиля!

Система поставляется с некими усредненными установками в большинстве случаев пригодными для большинства карбюраторов, но тем не менее САУВЗ имеет гибкие настраиваемые параметры, что делает возможным ее установку на практически любую комбинацию мотор/карбюратор.
Настройка не вызовет затруднений у любого пользователя ПК. Достаточно просто подключить САУВЗ к ПК (используется USB интерфейс) и в прорамме управления задать необходимые параметры.

Кроме основной функции прогрева двигателя в САУВЗ реализовано несколько выходов для подключения дополнительной нагрузки:

— выход для подключения реле электробензонасоса: включается при включении зажигания на 10 сек. и если за это время двигатель будет запущен (обороты двигателя больше указанных в параметре «обороты старта»), то остается включенным;
– выход для подключения реле обмотки генератора: используется для отключения обмотки возбуждения генератора во время старта — обмотка подключается после достижения оборотов старта. Экономим ценные амперы зимой и стартеру легче крутить мотор;
— выход для подключения реле печки: используется для подключения печки (отопителя) – включается после достижения двигателем температуры прогрева.

В качестве исполнительно механизма используется Моторедуктор распределения воздушного потока 2170-8127100 производства ФГУП «КЗТА»(http://www.kzta.ru/). Отлично зарекомендовал себя как в плане надежности, так и в плане легкости монтажа на карбюраторы семейства "Солекс".

Со времени выпуска первых коммерческих версий САУВЗ (САУВЗ-6 и САУВЗ-7), а это 2009 год, прошло довольно много времени.
За это время САУВЗ обновилась до 8-й версии. Исправлены "детские" болезни, учтены пожелания, добавлено отказоустойчивости.

Основные отличия:

— больше настраиваемых параметров. Теперь настраивается практически все. Система стала еще более гибкой;

— меньшие размеры блока;

— блок теперь имеет всего один разъем. Проще установка, проще обслуживание;

— программы прошивки и настройки системы работают на Windows XP, Windows 7, Windows 8. При этом САУВЗ представляется HID устройством и

не требует установки дополнительных драйверов. Многих установка драйверов для обновления прошивки или правки параметров ставила в тупик, были проблемы при прошивке из-под Windows-7 Теперь это в прошлом;

возможность установки модуля Bluetooth для настройки системы под ОС Android . Модуль на разъеме и помещается внутри блока САУВЗ.

Процесс установки автозапуска на карбюраторный автомобиль

Теперь можно свой телефон использовать и на благо автомобиля 🙂 ;

— возможность работы от высоковольтного сигнала оборотов (с первичной обмотки катушки зажигания). Эта возможность опциональна. При заказе нужно будет уточнять т.к немного разные входные цепи на плате.

В общем система стала более гибкой и вылечены все возможные и потенциальные "глюки".

Блок САУВЗ теперь выглядит так:

Подросла программа управления:

Ну и под Android тоже есть приложение:

Более подробно о функциях САУВЗ можно прочитать в инструкции.

КУПИТЬ!

Подсос для сигнализации с автозапуском
 Автор vvv

Эта конструкция задумывалась для автоматического запуска и прогрева карбюраторного двигателя с помощью автосигнализации с функцией автозапуска. Как известно, при запуске холодного карбюраторного двигателя необходимо закрыть воздушную заслонку, а когда мотор начнет работать и по мере прогрева, эту заслонку необходимо приоткрывать, чтобы не допускать чрезмерного увеличения оборотов двигателя. В общем, без участия человека не обойтись. А если на улице мороз, то этому человеку придется мерзнуть минут 20, пока мотор прогреется и из печки не пойдет теплый воздух.

Итак, задача следующая.

Необходимо исключить мерзнущего человека из процесса заводки и прогрева двигателя.

С заводкой мотора неплохо справится сигнализация с функцией запуска, а вот функцию дерганья привода управления воздушной заслонкой поручим электронике. В связи с тем, что с электроникой я знаком на уровне 20-ти летней давности, поэтому и строить нашу автоматику будем на этом уровне.

Исполнительный механизм состоит из мотор-редуктора привода заслонки печки ВАЗ 21110, рычага и кронштейна крепления. За основу взята конструкция САДКО-БК-7 с сайта www.silych.ru:

Так как процесс изготовления может затянуться, а автомобилю необходимо быть на ходу, подключаем мотор — редуктор к клавишному выключателю на 3 положения без фиксации (Можно использовать клавишу управления электростеклоподъемниками) и наслаждаемся управлением подсосом клавишным выключателем. (Рис 1)

Для того, чтобы не испортить мотор — редуктор, в крайних положениях рычага надо поставить концевые выключатели, чтобы они отключали мотор в этих крайних положениях. Лучше, если у этих выключателей будет по 2 группы контактов. Свободную группу хорошо использовать для индикации положения заслонки. В моторе имеется встроенный переменный резистор 600 Ом — 5 кОм — разрыв цепи. Может и его можно как-то использовать для индикатора положения заслонки.

Электронику будем делать в два этапа, отдельными функциональными модулями. Так проще, легче налаживать устройство и искать неисправности.

Собираем простую схему управления электроприводом. Эта схема позволяет управлять эл. приводом с помощью импульсов разной полярности, поступающих на ее вход. Если на вход схемы приходят положительные импульсы, то мотор поворачивает рычаг в одну строну на расстояние, зависящее от длинны импульса, если импульсы отрицательные, то в другую. Чем длиннее импульс, тем на больший угол отклонится рычаг. Нет импульсов -мотор стоИт на месте. Клавишный выключатель переносим на вход схемы.

автоподсос на карбюратор своими руками

Он будет обеспечивать ручной режим управления. Так как у выключателя теперь используется только одна группа контактов, то другую группу контактов можно использовать для индикации нажатия (закрыть — открыть). И снова наслаждаемся клавишным управлением подсосом, но теперь с индикацией нажатия.

Далее собираем схему автоматики. Схема состоит из входной цепи, формирователя импульсов, счетчика, формирователя опорного импульса и схемы сравнения.

Входная цепь преобразует сигнал с катушки зажигания, датчика Холла или просто датчика (10 -15 витков изолированного провода намотанного на центральный ВВ провод), так, что на выходе цепи имеем одиночный положительный импульс размахом не более 8 в. Частота следования импульсов равна частоте импульсов катушки зажигания (датчика Холла). Далее импульс поступает на формирователь, преобразуется в прямоугольный импульс и поступает на вход десятичного счетчика-делителя. Счетчик нужен для того, чтобы запретить поступление входных импульсов на время сравнения. Он срабатывает по отрицательному перепаду, поэтому длина импульса равна паузе + длине импульса. Далее импульс поступает на инвертор, "переворачивается" и поступает на опорный генератор и схему сравнения. Опорный генератор — ждущий мультивибратор, срабатывающий по отрицательному перепаду входного импульса, и формирующий на выходе положительный импульс определенной длины (10 — 30 мс, что соответствует 3000 — 1000 об/мин двигателя). Этот импульс также поступает на схему сравнения. Длина импульса определяется времязадающей цепью ждущего мультивибратора и регулируется потенциометром. В схеме сравнения длина импульса со счетчика — делителя (после инвертора) сравнивается с длиной опорного импульса, и если они не равны, то на выходе схемы имеем импульс рассогласования положительной или отрицательной полярности. Этот импульс поступает на вход схемы управления и, в зависимости от полярности, запускает мотор редуктор в одну или другую сторону.

На схеме пока не распаяна входная часть (слева на фото). 3 ряда отверстий в центре для настройки количества пропуска импульсов. Двумя перемычками можно задать пропуск от 1 до 6 входных импульсов. Перемычка справа вверху пока заменяет терморезистор.

Как это работает?

Допустим, что двигатель холодный и остановлен. На панели управления включен режим "автомат", и потенциометр установлен на 2000 об/мин. Воздушная заслонка — открыта.

Сигналка включила зажигание (подала напругу на схему) и начала стартером проворачивать двигатель. Первый же поступивший импульс запускает опорный генератор. Но так как обороты двигателя малы, отрицательные импульсы со счетчика будут намного длиннее импульсов генератора и на выходе схемы сравнения будут отрицательные импульсы. Эти импульсы поступают на вход схемы управления электроприводом и запускают одно из плеч схемы. Рычаг привода, через тросик, действует на воздушную заслонку, закрывая ее. При запуске двигателя и достижении им оборотов, больших, чем установлено потенциометром на панели управления, длина отрицательных импульсов счетчика станет меньше, чем опорного генератора. На выходе схемы сравнения появятся импульсы положительной полярности. Привод начнет движение в другую сторону, открывая заслонку, до тех пор, пока длины импульсов на выходах счетчика и генератора не сравняются. Как только они станут равны, на выходе схемы сравнения импульсы будут отсутствовать, и привод заслонки остановится. При изменении длины импульса любого из источников, счетчик — изменение оборотов двигателя или опорный генератор — изменение положения потенциометра, схема, путем воздействия на воздушную заслонку, будет стремиться выровнять длины импульсов, поддерживая тем самым постоянные обороты двигателя.

Если немного доработать времязадающую цепь опорного генератора, вести в нее терморезистор, то можно сделать так, что с прогревом двигателя воздушная заслонка будет полностью открываться, обороты будут постепенно падать, вплоть до холостых. 

Работы в этом направлении ведутся. Пока нет терморезистора с нужными параметрами (холодный -0-10 КОм, горячий 10-30 КОм).

19.11.07.

От Ведущего FAQ.  Вторая часть статьи выложена так, как прислана. Только перевел JPG в GIF для уменьшения объема.

16.08.08.

Автоматический регулятор заслонки карбюратора („автоподсос”)

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *